Посты и праздники, сопровождаемые особенными обычаями и поверьями (из описаний Григория Семеновича Клодницкого) (продолжение)

Григорий Семенович Клодницкий - уроженец Лепельского уезда, священник Вяжищанской Преображенской и Шарипинской во имя Рождества Пресвятой Богородицы церквей.

«...Жниво. Жито (рожь) у нас сеют, начиная со дня Успения по день Рождества Пресвятыя Богородицы, а жать начинают смотря по спелости, большею частию со дня Пророка Илии. Многие, по недостатку хлеба, жнут даже не зрелый хлеб и не во-время.

Зажинать идет сама хозяйка, с хлебом, солью и сыром. Первый нажатый ею сноп она приносит домой и ставит на несколько времени на кут у божницы. Сноп этот обмолачивают в-последствии отдельно; зерна его приносят для освящения, в церковь, в день Преображения Господня или в Великий Четверток, и потом мешают их с житом, которым засевают поля. Женщины, работая на полях, поют следующие песни:

Чираз бор зиляненький бяжиць конь вараненький,

А за им у пагоню наш Микитка,

Пирад им сустречанька маладая дзеванька.

А дзеванька, душа мая: пирайми каня майго!

Каня майго варанога, – мине князя маладога;

Каня майго плясьнивага, – мине князя щасьливага.

Ой радаб я пираняци, ды баюся айца и маци!

Ой радаб улавици, – будуць людзи гаварици!

А ня бойся никога, апрочь Госпада Бога, мине князя маладога!

 

Лицели вулиньки каля ницай лозачки,

Ой па-воли (тихонько) вулиньки (голубки) каля ницай лозачки.

Ни абламиця суччинька, ни абабиця лисьцийка!

Сидзели паненки каля маладей Хадоски:

Ни абламиця золата, ни абабиця серабра;

А золата – то таткина, а серабра – то мамкина!

 

Калина малина! Ня стой над вадой, ни раунуйся са мной;

Было табе раунавацца, як я была у татульки.

Як я была у татульки, бялей твайго цьвету цьвила,

Чирваней тваих ягадак была;

Асталася шельми нядобраму чиляднику:

Узяу мяне як вишинку, ссушиу мяне як липинку,

Липинку у балоци, а былинку у гародзи,

Липинку падлуплионую, а былинку падкашону.

 

Я у горы ни радзилася, ка мне гора прикацилася,

А я з гора ды-й за-муж зайшла:

Я думала, мне палепшаиць,

Маио гора паменьшаиць:

А мне за мужам пагоршала,

Маио гора пабольшала.

Мой татунька салавеюнька!

Мая матулька пирапиолачка!

Защитайця мане удовушкай,

А пабеднаю галовушкай;

Пастауця мне кельницу,

А кельницу проци ельничку,

Проци бойнае дарожачки,

Проци белае бярозачки,

Гдзе купчики зьижджаюцца,

Мяне моладу пытаюцца:

А дзе-ж тая дзевицца,

Дзе-ж тая красная,

Што тонкая, высокая,

Што белая, румяная?»

 

(Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом: Выпуск II – Санкт-Петербург, типография Э.Праца.1854)