Григорий Семенович Клодницкий - уроженец Лепельского уезда, священник Вяжищанской Преображенской и Шарипинской во имя Рождества Пресвятой Богородицы церквей.
«В Великий пост пища бывает скудная. В этот пост женщины ткут кросны, а мужчины занимаются различными работами. С третьей недели Великого поста народ приходит в церковь говеть и исповедоваться.
В Великий Четверток моются в бане до разсвета, обливают лошадей холодною водою, купают их, а некоторые даже и сами купаются, до разсвета же, в реках, для очищения и предохранения себя от болезней телесных; также освящают соль, а некоторые и сало. Освященную в этот день соль употребляют, в виде лекарства, в болезнях животных, давая пить ее растворенную в воде, а салом намазывают руки, когда сеют ранний ячмень, для того чтобы его не клевали воробьи. Многие, поужинав в Четверток, не едят ничего до Светлаго Христова Воскресения.
В Великую Субботу, как православные, так и католики, тотчас после сумерек, стекаются в церкви, многие с зажженными пуками лучины, для освещения пути; спать в эту ночь почитается за грех.
Благовещиньня. Праздник этот крестьяне считают самым большим после Пасхи праздником в году: «гета святая самая большая – у яго дайжа и крук (ворон) гнизда ня дзелаиць». Все усердно разбирают освящаемыя в этот день просфоры и, принесши домой, привязывают к «сивалкам», в которые сыплют зерна, когда сеют, и носят на нивы во время засевания.
Вялик-дзень, вялика-дня – тридневный праздник Воскресения Христова: воскресенье, понедельник, вторник. В эти дни земледельцы оставляют все свои занятия.
В воскресенье, по окончании литургии, священники освещают приносимыя прихожанами яствы, которыя после того называются «свенцоным». В Белоруссии в обыкновении напекать множество яств, и чем более столов заставлено ими, тем более уважаются хозяин и хозяйка. Все блюда «свенцонаго» бывают украшены зелеными стеблями брусники. В первый день праздника редко где варят кушанье, а большею частию едят «свенцоное», приготовленное с субботы.
Все три дня праздника поселяне проводят в посещении знакомых, в потчивании и в катаньи яиц. Вечером, когда уже совершенно стемнеет и большая часть жителей ляжет спать, по деревням ходят «валачобники», составляющие хор из 6, 7 и более лиц; они останавливаются перед окнами известных домов: «начинальник» (запевало) запевает, а «помагальники» и скрипачи пособляют ему петь, припевая за каждым стихом: «Христос воскрес, сын Божий».
«Нех пан Езус пахвалионы,
Сличный хазяин Васильька!
Ци сьпишь, ци ляжишь?
Кали сьпишь, дык Бог с табою,
А ня сьпишь, дык моу са мною;
Атчини ваконца на усход сонца,
Палядзи на двору, што у цябе дзеицца:
Сярод двору явор стаиць»
По окончании пения говорят все вместе, трижды: «Христос воскрес», и, как водится, по просьбе хозяина, входят в хату. Песня, о которой мы говорили, поется хозяевам женатым; для холостых есть другая песня, которую поют также. Вот она:
Сьличный панич, пан Василька!
Устань рана, умыйся бела:
Пачаши галоуку гладзюсинька,
Надзень кашульку бялюсиньку,
Надзень штоники гарнатовые,
Панчошачки бялиовыя,
А боцики казловыя.
Надзень сукню солтовую,
Падпаяши пояс залочаный,
Надзень шапку парловую,
Вазьми ключи сталиовыя, –
Идзи у стайню у муруваную:
Выбиръ сабе ой коника,
Ой коника найлучшага,
Найлучшага, варанога,
А сядзелца залатоя,
А уздечачку сяребранаю, а падпружачку саятовую.
Вазьми хартоу балюсиньких,
Вазьми стральбу мичавую,
Вазьми шаблю сталиовую.
Сьличный панич. Пан Василька!
А едзь жа у чиста поля, –
У чиста поля паляваци,
Паляваци, доли шукаци. У чиста поля чисьцюсинька,
Ляциць сакол ясьнюсинький.
Сьличный панич, пан Василька!
Хартоу пусци, ни дапусци,
Шабляй махни, ни дамахни…
Сьличный панич, пан Василька!
Ня би-ж мяне, а я цябе,
А я-ж табе пригаджуся.
Ой к речиньце, ой к быстранькей,
А яж цябе пираплаулю,
Тваих сватоу пиравяду
Чираз тую чираз речку,
А у чауночку у маливаниньким,
А вясельцы пазлачаные.
Ой там жа за реками, за быстрыми,
Слична паненка, крулиова найясьнейшая.
Сьличный панич, пан Василька, круль найясьнейший!
Ой там-жа вы пастаяли,
Заручиньки падзиржали,
Залаты персьни паминяли.
Сьличный панич, пан Василька!
Живи здароу, дый будзь багат
И с татулькай и з матулькай…»
Начиная с этого праздника поют на полях и в доме, «великодныя» песни до Вознесения Господня, до Сошествия Св. Духа и даже до начала жатвы. Вот одна из них:
Иосць у лози криничинька халадна;
А у казака дзяучиница адна:
Иосць у леси клион дзиравый розна, –
Ходзиць казак да дзяучины позна:
Дзяучиница сухотанька мая:
Будзиць слава на цябе и на мяне
Я тые славы ни баюся;
Як любила, так люблюся!
Дзеванька сухотанька мая!
Ци будзишь ты па мне тужиць.
Як я пайду у войска служиць?
Мне бачицца, што я ни плачу,
За сьлизами сьвета я ни бачу!
Мне бачицца, што я ни тужуся,
Ат ветру я молада валюся!
Все такого рода песни поют только женщины.
Юрья (Великомученик Георгий). В этот день выгоняют скот на паству освященную вербою. Пастухи раскладывают на поле огонь, варят с салом яичню, которая издавна есть одно из любимых кушаньев наших поселян, так что кого желают угостить получше, тому подают водку, мед и яичню. Это кушанье едят в Юрьев день почти все хозяева, за обедом.
В этот праздник пастухи и девицы поют на поле и дома следующие песни:
У чистам поли стадоланька,
У стадолыньцы карчоманька,
У карчоманьце краватунька,
На краваци сьлична паненка, панна Ганна;
У ие стаиць три молайцы, уси тры маладые:
Первый маладзец – пан Сымонька,
Другей маладзець – пан Халимонька,
Трецьий маладзец – пан Мильлянька;
Сымонька стаиць проци ручак,
Халимонька стаиць проци галоуки,
Мильлянька стаиць проци ножак;
Сымонька стаиць з зиляным вином,
Халимонька с пшонным пирагом,
Мильлянька стаиць з горкай гарелкай:
Сымонька кажиць: Ганнулька, скушай майго зилина вина!
Халимонька кажиць: скушай майго пшоннага пирага!
Мильлянька кажиць: скушай маей горкай гарелки!
Ина кажиць: ату сих пици – пьянай быци,
Усих любици – ниживей быци!
Пиць ня пиць зилина вина,
Любиць ни любиць маладога Сымоньки!
За каждым стихом припевают:
А зялионы сад вяшниовый!
Эту песню поют, впрочем, и в другие дни».
(Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом: Выпуск II – Санкт-Петербург, типография Э.Праца.1854)