Посты и праздники, сопровождаемые особенными обычаями и поверьями (из описаний Григория Семеновича Клодницкого) (продолжение)

Григорий Семенович Клодницкий - уроженец Лепельского уезда, священник Вяжищанской Преображенской и Шарипинской во имя Рождества Пресвятой Богородицы церквей.

«В Великий пост пища бывает скудная. В этот пост женщины ткут кросны, а мужчины занимаются различными работами. С третьей недели Великого поста народ приходит в церковь говеть и исповедоваться.

В Великий Четверток моются в бане до разсвета, обливают лошадей холодною водою, купают их, а некоторые даже и сами купаются, до разсвета же, в реках, для очищения и предохранения себя от болезней телесных; также освящают соль, а некоторые и сало. Освященную в этот день соль употребляют, в виде лекарства, в болезнях животных, давая пить ее растворенную в воде, а салом намазывают руки, когда сеют ранний ячмень, для того чтобы его не клевали воробьи. Многие, поужинав в Четверток, не едят ничего до Светлаго Христова Воскресения.

В Великую Субботу, как православные, так и католики, тотчас после сумерек, стекаются в церкви, многие с зажженными пуками лучины, для освещения пути; спать в эту ночь почитается за грех.

Благовещиньня. Праздник этот крестьяне считают самым большим после Пасхи праздником в году: «гета святая самая большая – у яго дайжа и крук (ворон) гнизда ня дзелаиць». Все усердно разбирают освящаемыя в этот день просфоры и, принесши домой, привязывают к «сивалкам», в которые сыплют зерна, когда сеют, и носят на нивы во время засевания.

Вялик-дзень, вялика-дня – тридневный праздник Воскресения Христова: воскресенье, понедельник, вторник. В эти дни земледельцы оставляют все свои занятия.

    В воскресенье, по окончании литургии, священники освещают приносимыя прихожанами яствы, которыя после того называются «свенцоным». В Белоруссии в обыкновении напекать множество яств, и чем более столов заставлено ими, тем более уважаются хозяин и хозяйка. Все блюда «свенцонаго» бывают украшены зелеными стеблями брусники. В первый день праздника редко где варят кушанье, а большею частию едят «свенцоное», приготовленное с субботы.

Все три дня праздника поселяне проводят в посещении знакомых, в потчивании и в катаньи яиц. Вечером, когда уже совершенно стемнеет и большая часть жителей ляжет спать, по деревням ходят «валачобники», составляющие хор из 6, 7 и более лиц; они останавливаются перед окнами известных домов: «начинальник» (запевало) запевает, а «помагальники» и скрипачи пособляют ему петь, припевая за каждым стихом: «Христос воскрес, сын Божий».

«Нех пан Езус пахвалионы,

Сличный хазяин Васильька!

Ци сьпишь, ци ляжишь?

Кали сьпишь, дык Бог с табою,

А ня сьпишь, дык моу са мною;

Атчини ваконца на усход сонца,

Палядзи на двору, што у цябе дзеицца:

Сярод двору явор стаиць»

По окончании пения говорят все вместе, трижды: «Христос воскрес», и, как водится, по просьбе хозяина, входят в хату. Песня, о которой мы говорили, поется хозяевам женатым; для холостых есть другая песня, которую поют также. Вот она:

Сьличный панич, пан Василька!

Устань рана, умыйся бела:

Пачаши галоуку гладзюсинька,

Надзень кашульку бялюсиньку,

Надзень штоники гарнатовые,

Панчошачки бялиовыя,

А боцики казловыя.

Надзень сукню солтовую,

Падпаяши пояс залочаный,

Надзень шапку парловую,

Вазьми ключи сталиовыя, –

Идзи у стайню у муруваную:

Выбиръ сабе ой коника,

Ой коника найлучшага,

Найлучшага, варанога,

А сядзелца залатоя,

А уздечачку сяребранаю, а падпружачку саятовую.

Вазьми хартоу балюсиньких,

Вазьми стральбу мичавую,

Вазьми шаблю сталиовую.

Сьличный панич. Пан Василька!

А едзь жа у чиста поля, –

У чиста поля паляваци,

Паляваци, доли шукаци. У чиста поля чисьцюсинька,

Ляциць сакол ясьнюсинький.

Сьличный панич, пан Василька!

Хартоу пусци, ни дапусци,

Шабляй махни, ни дамахни…

Сьличный панич, пан Василька!

Ня би-ж мяне, а я цябе,

А я-ж табе пригаджуся.

Ой к речиньце, ой к быстранькей,

А яж цябе пираплаулю,

Тваих сватоу пиравяду

Чираз тую чираз речку,

А у чауночку у маливаниньким,

А вясельцы пазлачаные.

Ой там жа за реками, за быстрыми,

Слична паненка, крулиова найясьнейшая.

Сьличный панич, пан Василька, круль найясьнейший!

Ой там-жа вы пастаяли,

Заручиньки падзиржали,

Залаты персьни паминяли.

Сьличный панич, пан Василька!

Живи здароу, дый будзь багат

И с татулькай и з матулькай…»

Начиная с этого праздника поют на полях и в доме, «великодныя» песни до Вознесения Господня, до Сошествия Св. Духа и даже до начала жатвы. Вот одна из них:

Иосць у лози криничинька халадна;

А у казака дзяучиница адна:

Иосць у леси клион дзиравый розна, –

Ходзиць казак да дзяучины позна:

Дзяучиница сухотанька мая:

Будзиць слава на цябе и на мяне

Я тые славы ни баюся;

Як любила, так люблюся!

Дзеванька сухотанька мая!

Ци будзишь ты па мне тужиць.

Як я пайду у войска служиць?

Мне бачицца, што я ни плачу,

За сьлизами сьвета я ни бачу!

Мне бачицца, што я ни тужуся,

Ат ветру я молада валюся!

Все такого рода песни поют только женщины.

Юрья (Великомученик Георгий). В этот день выгоняют скот на паству освященную вербою. Пастухи раскладывают на поле огонь, варят с салом яичню, которая издавна есть одно из любимых кушаньев наших поселян, так что кого желают угостить получше, тому подают водку, мед и яичню. Это кушанье едят в Юрьев день почти все хозяева, за обедом.

В этот праздник пастухи и девицы поют на поле и дома следующие песни:

 

У чистам поли стадоланька,

У стадолыньцы карчоманька,

У карчоманьце краватунька,

На краваци сьлична паненка, панна Ганна;

У ие стаиць три молайцы, уси тры маладые:

Первый маладзец – пан Сымонька,

Другей маладзець – пан Халимонька,

Трецьий маладзец – пан Мильлянька;

Сымонька стаиць проци ручак,

Халимонька стаиць проци галоуки,

Мильлянька стаиць проци ножак;

Сымонька стаиць з зиляным вином,

Халимонька с пшонным пирагом,

Мильлянька стаиць з горкай гарелкай:

Сымонька кажиць: Ганнулька, скушай майго зилина вина!

Халимонька кажиць: скушай майго пшоннага пирага!

Мильлянька кажиць: скушай маей горкай гарелки!

Ина кажиць: ату сих пици – пьянай быци,

Усих любици – ниживей быци!

Пиць ня пиць зилина вина,

Любиць ни любиць маладога Сымоньки!

За каждым стихом припевают:

А зялионы сад вяшниовый!

Эту песню поют, впрочем, и в другие дни».

(Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом: Выпуск II – Санкт-Петербург, типография Э.Праца.1854)