Посты и праздники, сопровождаемые особенными обычаями и поверьями (из описаний Григория Семеновича Клодницкого) (продолжение)

Григорий Семенович Клодницкий - уроженец Лепельского уезда, священник Вяжищанской Преображенской и Шарипинской во имя Рождества Пресвятой Богородицы церквей.

 

«Накануне 23 июня у нас давно уже не разводят ночью огней и не поют купальных песен.

В погосте Вяжищах купальский обряд в последний раз (лет пять тому назад) совершался следующим образом: девицы хороводом ходили об сумерках вдоль улицы по деревне и пели:

 

Кто пайдзець на трауку на зялионую,

На вулицу на широкую –

Нихай ляжыць калодаю дубоваю,

А дзетки яго карчеуим нихай лижаць.

 

Потом, с тою же песнью, ушли в поле и, поместившись между зеленой ржи на лугу, из разсчепленных колес и дощечек домашних сосудов развели огнище, пили водку и ели складчиной все принесенное каждой из дому. При этом пелись следующия песни:

 

Зялионая дуброванька, чаму ни шумела,

Ни шумела, ни зилянела?

Як-жа мне ни шумець, ни зилянець:

Были ветры ня цихия, были дажджы ня дробные

(Обращаясь к которой-нибудь из девиц:)

Хадосачка чаму-ж ты ни плакала?

А як жа мне ни плакаць:

Были сваты далиокии, низнакомые,

 

Мой татулька ни атказывау, ды приказывау:

Придзи сватку у суботку!

У суботку з гарелачкай, а у нядзельку па дзевачку!

 

Дзе-ж ты была Купалачка!

У тваим садку, Иваничка,

Красачки рвала, Иваничка.

Нашто табе красачки Купалачка:

Вянки вици, Иваничка,

Вяжиським деукам, Иваничка,

Яны замуж пойдуць, Иваничка!

 

А у гародзи калина,

На калини зязюля,

Ни кукуиць, прауду кажиць:

Ой Бог тей дау нявестуньцы (жене сыновей)

У каторай дзивяроу (братьев мужа) многа,

Дзивяры едуць играючи,

Нявестка едзиць гуляючи.

А у гародзи калина

На калини зязюля,

Ни кукуиць, прауду кажиць:

У каторай нявестки заловак (сестер мужа) многа,

Залоуки едуць гуляючи,

Нявестка едзиць рыдаючи!

 

Дождавшись восхода солнца, которое, по мнению поселян, в этот день играет (мечется во все стороны), оне разошлись по домам.

Вот посты и праздники, с сопровождающими их обычаями, в настоящее время. Старики говорят, что прежде всякий праздник, всякий день, даже шаг, сопровождались каким-нибудь обыкновением. Некоторые из этих обыкновений ныне уже не существуют. Так, например, недостаток корма для скота вывел уже из употребления обыкновение выгонять коров и овец первый раз в день Св. Победоносца Георгия, а лошадей на ночлег – в день Св. Николая Чудотворца (9 мая). Такой недостаток корма происходит от неурожаев, неурожаи – от неудобрения земли, а не удобряют землю потому, что имеют мало скота, в особенности лошадей. «На што мне кони, на што мне каровы, на што мне што, кали я адзин як палиц у хаце!» говорят крестьяне; и, в самом деле, во всем нашем приходе нет дома, где бы было более четырех мужчин, а много есть и таких, где только и есть, что муж и жена».

(Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом: Выпуск II – Санкт-Петербург, типография Э.Праца.1854)