Григорий Семенович Клодницкий - уроженец Лепельского уезда, священник Вяжищанской Преображенской и Шарипинской во имя Рождества Пресвятой Богородицы церквей.
«Накануне 23 июня у нас давно уже не разводят ночью огней и не поют купальных песен.
В погосте Вяжищах купальский обряд в последний раз (лет пять тому назад) совершался следующим образом: девицы хороводом ходили об сумерках вдоль улицы по деревне и пели:
Кто пайдзець на трауку на зялионую,
На вулицу на широкую –
Нихай ляжыць калодаю дубоваю,
А дзетки яго карчеуим нихай лижаць.
Потом, с тою же песнью, ушли в поле и, поместившись между зеленой ржи на лугу, из разсчепленных колес и дощечек домашних сосудов развели огнище, пили водку и ели складчиной все принесенное каждой из дому. При этом пелись следующия песни:
Зялионая дуброванька, чаму ни шумела,
Ни шумела, ни зилянела?
Як-жа мне ни шумець, ни зилянець:
Были ветры ня цихия, были дажджы ня дробные
(Обращаясь к которой-нибудь из девиц:)
Хадосачка чаму-ж ты ни плакала?
А як жа мне ни плакаць:
Были сваты далиокии, низнакомые,
Мой татулька ни атказывау, ды приказывау:
Придзи сватку у суботку!
У суботку з гарелачкай, а у нядзельку па дзевачку!
Дзе-ж ты была Купалачка!
У тваим садку, Иваничка,
Красачки рвала, Иваничка.
Нашто табе красачки Купалачка:
Вянки вици, Иваничка,
Вяжиським деукам, Иваничка,
Яны замуж пойдуць, Иваничка!
А у гародзи калина,
На калини зязюля,
Ни кукуиць, прауду кажиць:
Ой Бог тей дау нявестуньцы (жене сыновей)
У каторай дзивяроу (братьев мужа) многа,
Дзивяры едуць играючи,
Нявестка едзиць гуляючи.
А у гародзи калина
На калини зязюля,
Ни кукуиць, прауду кажиць:
У каторай нявестки заловак (сестер мужа) многа,
Залоуки едуць гуляючи,
Нявестка едзиць рыдаючи!
Дождавшись восхода солнца, которое, по мнению поселян, в этот день играет (мечется во все стороны), оне разошлись по домам.
Вот посты и праздники, с сопровождающими их обычаями, в настоящее время. Старики говорят, что прежде всякий праздник, всякий день, даже шаг, сопровождались каким-нибудь обыкновением. Некоторые из этих обыкновений ныне уже не существуют. Так, например, недостаток корма для скота вывел уже из употребления обыкновение выгонять коров и овец первый раз в день Св. Победоносца Георгия, а лошадей на ночлег – в день Св. Николая Чудотворца (9 мая). Такой недостаток корма происходит от неурожаев, неурожаи – от неудобрения земли, а не удобряют землю потому, что имеют мало скота, в особенности лошадей. «На што мне кони, на што мне каровы, на што мне што, кали я адзин як палиц у хаце!» говорят крестьяне; и, в самом деле, во всем нашем приходе нет дома, где бы было более четырех мужчин, а много есть и таких, где только и есть, что муж и жена».
(Этнографический сборник, издаваемый Императорским Русским географическим обществом: Выпуск II – Санкт-Петербург, типография Э.Праца.1854)